Аналитический онлайн-журнал

Дайджест Геоэнергетики / 25.02.2020

SHARE
, / 866

Отчёт МЭА прогнозирует возможное сокращение нефтедобычи

Париж, 18 февраля /Инфолента Offshore-Technology/

Производство нефтедобывающей промышленности впервые за последние 10 лет ожидает сокращение из-за эпидемии коронавируса, прогнозируется в отчете, опубликованном Международным энергетическим агентством.

Спрос на сырую нефть в первом квартале текущего года, как ожидают, снизится на 435 000 баррелей в сутки по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Также в МЭА пересмотрели оценки роста добычи на текущий год в сторону снижения – на 365 000 баррелей в сутки, прогнозируя рост в 825 000 баррелей в сутки, что является наименьшим показателем с 2011 года.

В опубликованном ежемесячном отчете показывают, как вспышка коронавируса (COVID19) ударила по нефтедобывающей промышленности. В течение последних недель наблюдается устойчивое падение цен на сырую нефть.

Аналитики МЭА объясняют падение цен на нефть приостановкой в работе промышленности в КНР из-за распространения инфекции. На долю Китая в прошлом году пришлось более ¾ роста мирового спроса на нефть; страна заняла второе место в мире по ежегодным объемам переработки сырца.

В сложившейся сейчас в Китае ситуации рабочие и служащие вынуждены неделями оставаться дома, дабы снизить риск распространения инфекции. В результате, начиная с января месяца, объемы переработки сырой нефти в стране упали на 1 100 000 баррелей в сутки.

В отчете отмечается и блокада экспорта нефти из ливийских портов в результате внутренних конфликтов, что привело к задержкам поставки нефти-сырца. Также за период января и февраля несколько снизили объемы добычи нефти и Арабские Эмираты.

Кроме того, с начала текущего года пострадал и мировой спрос на судовое бункеровочное топливо в результате новых требований по количеству вредных примесей, принятых Международной морской организацией (International Maritime Organisation): с 1 января, для всех танкеров введены повышенные тарифы за сжигание загрязняющих среду видов топлива.

Также в отчете отмечается снижение объемов нефти, добываемой государствами-членами ОПЕК, до 27 млн баррелей в сутки. Это снижение было компенсировано объемами добычи в 2,1 млн баррелей в сутки в странах, которые не являются членами ОПЕК.

Отчет МЭА традиционно старается не учитывать возможные действия по стабилизации мировых цен нефти со стороны ОПЕК и, уж тем более, нет никаких корректировок прогнозов в связи с расширением блока стран экспортеров нефти до ОПЕК+ за счет того, что теперь и Россия принимает участие в разработке плана согласованных действий, целью которых является поддержание цены на баррель нефти в комфортном для стран ОПЕК+ коридоре от 55 до 70 долларов США. В опубликованном почти в тот же день отчете ОПЕК влияние COVID оценивается более скромно – падение спроса ожидается не более, чем на 250 000 баррелей в сутки, в результате чего среднегодовой рост объемов и спроса и добычи составит 940 000 баррелей в сутки. Какое из двух экономических объединений окажется точнее в своих прогнозах, покажет время.

Бразилия достигла рекордного уровня добычи по объемам нефти и природного газа в январе месяце

Бразилиа, 20 февраля /Инфолента TrendNewsAgency/

Рекордно высокий уровень зафиксировали в январе текущего года по добыче нефти и природного газа в Бразилии, заявили на днях в правительстве страны.

По результатам прошлого месяца, добыча нефти достигла 3,17 млн. баррелей в сутки, что на 1,99% больше объемов декабря прошлого года и на 22.43% выше по показателю год-к-году, отметили в государственном Национальном агентстве нефти, природного газа и биотоплива (Agência Nacional do Petróleo, Gás Natural e Biocombustíveis) при министерстве шахт и энергетики Бразилии.

А по природному газу суточные объемы добычи за аналогичный период достигли 138,75 млн. куб. м. – рост в 0,71% и 22,58% соответственно.

Бразилия является обладателем гигантских извлекаемых запасов нефти и природного газа, расположенных на глубоководном шельфе у атлантического побережья страны, и лишь недавно приступила к освоению этих ресурсов, отметили в правительстве.

Чрезвычайно бодрое заявление со стороны недавно пришедшего к власти в Бразилии правого правительства. Публикуя заявление 20 февраля, сотрудники правительства ни словом не упомянули о том, что 1 февраля 2020 года началась всеобщая забастовка работников нефтяной отрасли в знак протеста против массового увольнения персонала, предпринятого государственной нефтегазовой компанией Petrobas, что явилось, по мнению 13 отраслевых профсоюзов, грубым нарушением коллективного договора. Кроме того, 14 января Petrobas объявила о закрытии завода минеральных удобрений Fallen, а также анонсировала планы продажи 8 нефтеперерабатывающих заводов и всех материально-технических активов, связанных с этими подразделениями. Работники нефтяной промышленности Бразилии выступают против политик Petrobas, проводимой в интересах концессий и приватизации и против таких решений, как уделять приоритетное внимание добычи нефти, а не производству нефтепродуктов. Забастовка продлилась в течение 19 дней на подразделениях Petrobas в 10 штатах Бразилии. Известно, что на период забастовки 36 из 39 морских платформ и ряд НПЗ обслуживались временно нанятыми на период забастовки рабочими, то есть штрейхбрехерами. 18 февраля региональный трудовой суд Девятого округа Бразилии приостановил увольнения в Petrobas, спровоцировавшие забастовку, 19 февраля Petrobas пообещала профсоюзам в ближайшие дни приступить к переговорам. Пока сложно сказать, закончится на этом конфликт между персоналом и руководством компании, зато точно можно сказать, что данные по объемам добычи нефти и газа за февраль 2020 года вряд ли будут такими же оптимистичными, как за январь.

В Белом доме обдумывают альтернативные варианты для угля помимо использования на энергетических предприятиях

Вашингтон, 10 февраля /Инфолента MiningWeekly/

В администрации Дональда Трампа предпринимают попытки найти альтернативные варианты использования угля, поскольку признают снижение его использования в производстве электроэнергии.

В частности, в министерстве энергетики США рассматривают возможность извлечения из угля или остатков каменноугольной золы критических минералов или редкоземельных элементов, которые широко применяются в производстве технологий хранения энергии с использованием аккумуляторных батарей. Об этом заявил глава ведомства Дэн Бруйетт, выступая недавно на заседании Вашингтонского аналитического центра «Атлантический совет» (think tank Atlantic Council).

По словам министра, системы хранения энергии с применением аккумуляторных батарей помогут задействовать в стране еще большее число ВИЭ. Среди других вариантов увеличения объемов добычи угля на территории США министром были названы поставки угля на экспорт в страны с устойчивым спросом, а также развитие таких технологий, как, например, улавливание и хранение двуокиси углерода, обеспечивающие экологически чистое сжигание топлива.

Поиски новых вариантов использования угля в США будут идти своим чередом. У этого топлива благоприятные перспективы, поэтому правительству необходимо продолжить развивать возможности для его использования, заявил Дэн Бруйетт по завершении заседания совета.

Выступление главы энергетического ведомства прошло на фоне убыстряющихся темпов падения использования угля в США с учетом наличия на рынке дешевого природного газа. По данным, опубликованным в министерстве энергетики США в январе 2020 года, к 2050 г. доля угля в национальном производстве энергии сократится до 13% от текущего показателя 24% на фоне закрытия всё большего числа энергетических станций.

Среди других вариантов для поддержки национальной угольной промышленности и занятых шахтеров министр назвал строительство современных, более компактных, но эффективных в эксплуатации электростанций на угле. Для работы в этом направлении министерство уже выделило 64 млн долл., назвав разрабатываемые новые объекты «угольными электростанциями будущего».

То, что попытки стимулирования угольной отрасли со стороны федерального правительства США будут активно продолжаться, сомнению не подлежит – ни для кого не является секретом, что в 2016 год Дональд Трамп получил мощную поддержку от угольных компаний страны. С учетом того, что в ноябре 2020 года в Штатах пройдут очередные президентские выборы, Трампу есть, о чем волноваться – помимо падения спроса на уголь внутри страны, в 2019 году на 19,8% упал объем экспорта этого энергетического ресурса. Терять такой ресурс поддержки – не в интересах Трампа, поэтому можно уверенно прогнозировать, что на протяжении 2020 года мы будем наблюдать новые и новые инициативы государственной поддержки частных компаний в государстве, где подобного рода действия крайне затруднены действующим законодательством.

Порожние танкеры крупнейшего производителя СПГ — показатель состояния мирового рынка, зажатого в тисках эпидемии

Лондон, 13 февраля, /The Business Times/

Как минимум 12 морских танкеров-газовозов простаивают без движения и с порожними резервуарами на рейде у берегов Катара, крупнейшего мирового производителя СПГ. Это происходит на фоне панических настроений, которыми из-за распространения китайского короновируса оказались охвачены мировые товарные рынки.

Причины такого небывалого скопления судов не сразу и объяснишь. Однако временнЫе рамки простоя совпадают с такими фактами, как изменения маршрутов следования, отменами фрахта и падением спроса на рынках Азии.

Пришвартованные у причалов газовозы вернулись с маршрутов, доставив грузы в порты Индии, Пакистана, Бангладеш, Южной Кореи, Японии и Польши. Некоторые из этих танкеров еще в начале февраля плавали в открытом море вдали от СПГ-предприятий и экспортных терминалов Катара. Тогдашнее местонахождение судов подтверждается данными системы слежения за морскими передвижениями компании Bloomberg.

Перебои в заполнении сжиженным природным газом цистерн этих газовозов, загрузка которых в нормальных условиях шла бы своим чередом, последовали за стремительным падением спотовых цен на СПГ до рекордно низкого уровня.

Из-за вспышки короновируса, крупнейший потребитель СПГ в Китае, государственная компания China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) была вынуждена уведомить своих законтрактованных поставщиков, включая Royal Dutch Shell plc и Total SA, о невозможности принимать поставляемый морем сжиженный газ. Однако оба эти энергетических гиганта отказались признать факт наступления так называемых «обстоятельств непреодолимой силы».

Аналитики из западных консалтинговых компаний таких, как Wood Mackenzie Ltd, IHS Markit Ltd и Rystad Energy, резко понизили прогнозные показатели КНР по росту спроса на СПГ из-за вспыхнувшего заболевания, которое явилось причиной временного закрытия предприятий и свертывания турбизнеса по всей стране. Прогнозы о снижении показателей были также обусловлены мягкой зимой, что еще больше усугубило перенасыщение мирового рынка СПГ.

Традиционная для не специализированных СМИ неразбериха. Упали цены на спотовом рынке СПГ, у причала в Катаре стоит газовоз, который ранее доставил груз в Польшу. У QuatarGas и польской компании PGNiG – долгсрочный контракт, действующий с 2015 по 2035 годы, какое отношение поставки в Польшу имеют к спотовому рынку? Добыча природного газа и производство СПГ в Катаре контролирует государство, поэтому катарские компании предпочитают работать на основании именно долгосрочных контрактов. Газовозы, простаивающие у причалов Катара – тоже его государственная собственность, то есть тоже имеют минимальное отношение к проблемам со спотовыми ценами на СПГ. Падение спроса на СПГ в Китае из-за проблем с короновирусом – это действительно большая проблема для всех компаний, производящих СПГ, но реплика про мягкую зиму – это уже не про Китай, это про погоду в Европе. Что такое упомянутая в тексте «система слежения за морскими передвижениями компании Bloomberg», сказать и вовсе сложно. На всякий случай напомним, как выглядит список сайтов, которые чаще всего используются для получения информации о судне:

1) Marine-Traffic – 2 000 станций AIS, расположенных в 165 странах, 800 млн позиций судов и 18 млн событий, связанных с судами и портами в месяц. 2) FlеetMon – информация о 500 000 судов, включая их характеристики, время прибытия в порт и даже фотографии. 3) Shipfinder – служба отслеживания пассажирских судов, позволяет осуществлять поиск судов по таким критериям, как собственник, тоннаж, мощность, судостроительная верфь. 4) VesselFinder – сервис, созданный в 2011 году, данные о 100 000 судов, услуги мониторинга, в том числе и в режиме видеомониторинга, портовые данные, история рейса, анализ плотности траффика и так далее. 5) Vesseltracker – база данных по 1 млн судов, актуальные и прошлые данные о рейсах во всем мире, характеристика судов, данные о владельцах и о менеджементе. 6) VT Explorer – техническая информация о более 100 тысячах судов ежедневно с изображениями судов и их графики. База доступна не только с персональных компьютеров, но и с мобильных устройств. 7) Myshiptracking – позиции судов и трафик портов в режиме онлайн по всему миру, база доступна с iPhone и с Android. 8) CruisemMapper – сервис для путешественников, трафик круизных судов. И только The Business Time пользуются услугами совершенно секретной «системы слежения за морскими судами от Bloomberg». Опубликованная новость от The Business Time наглядно свидетельствует, что не только у нас в России существует проблема с отраслевой журналистикой.

Международный обзор нефтегазового трубопроводного транспорта до 2023 г.

Дублин, 13 февраля /Инфолента GlobeNewsWire/

Страны Северной Америки и Азии собираются активизировать глобальное расширение новых трубопроводов, способствуя увеличению на 55% протяженности запланированных и объявленных к строительству трубопроводов в мире в период с 2019 до 2023.

Как ожидается, на территории североамериканских и азиатских государств к 2023 г. в эксплуатацию запустят 259 новых трубопроводных систем, из которых 148 трубопроводов запланированы и заявлены к строительству в Северной Америке.

Самый протяженный на этом континенте запланированный проект, трубопровод Keystone XL Project, составит 1,897.0 км и соединит нефтеносные песчаники в Канаде с перерабатывающими предприятиями на Среднем Западе США. К 2023 г. протяженность новых введенных в эксплуатацию трубопроводов в Северной Америке и Азии составит соответственно 42,580.4 км и 42,579.2 км.

На азиатском континенте к 2023 г. появится 111 новых трубопроводных систем, из которых 76 уже запланированы к строительству, а 35 были только впервые заявлены. Китайский участок трубопровода «Сила Сибири-1» является самой протяженной газотранспортной системой в регионе длиной 3,371.0 км.

На третьем месте среди регионов, влияющих на глобальное расширение запланированных и объявленных к строительству трубопроводов к 2023 г., является африканский континент с протяженностью трубопроводной системы в 16, 912.2 км. Самый длинный запланированный трубопровод Trans Saharan Gas протяженностью 4,400.0 км пройдет из Нигерии в Алжир.

Характерно, что GlobenewsWire не дает никаких данных о расширении сети газовых трубопроводов в Европейском Союзе, на территории которого, как известно, действует Третий энергопакет. В 2009 году, когда Еврокомиссия приняла волевое решение о внедрении нормативов Третьего энергопакета, одной из основных целей называлось именно расширение газотранспортной и газораспределительной системы для унифицирования общеевропейского газового рынка, для повышения надежности и доступности природного газа для конечных потребителей за счет тотальной либерализации рынка. Результат, однако, получается прямо противоположный: после окончания проектов Северный поток-2, Турецкий поток, TAP-TANAP и Baltic Pipe в обозримом будущем новых значимых газовых трубопроводных на приличном уровне проработанности нет.

Концерн Shell: рынок СПГ вновь обретет устойчивое равновесие несмотря на текущее непростое положение

Лондон, 20 февраля /Инфолента S&P Global/

Как считают в концерне Shell, одном из мировых лидеров энергетического сектора, устойчивое равновесие вернется на мировой рынок СПГ в условиях, когда находящиеся в процессе реализации проекты по СПГ будут выполнены к 2021 году. Об этом говорится в опубликованном на днях отчете концерна, в котором внимательно отслеживается ситуация с сжиженным природным газом.

Текущая ситуация, по мнению руководства Shell, сложилась из-за рекордных по объему предложений  СПГ, двух последовавших одной за другой мягких зим и вспышки короновируса. Ожидается, что до середины текущего десятилетия рынок вновь обретет устойчивое равновесие под воздействием последующего роста спроса при сокращении новых поставок СПГ на мировой рынок.

Сегодня, по мнению многих, мировой рынок СПГ сталкивается с затовариванием, когда рост поставок топлива, поступающего с новых проектных мощностей в Австралии и США, с лихвой компенсирует рост спроса на СПГ, на котором отрицательно сказались небывало теплая зима и недавняя вспышка инфекционного заболевания в Китае.

Как свидетельствуют данные индекса Japan/Korea Marker (JKM), средняя спотовая цена СПГ побила свой исторический минимум с момента начала оценочного периода – 2009 г., осуществляемого компанией Platts (ведущий мировой поставщик информации о рынках энергоресурсов, нефтехимии и металлов), упав на прошлой неделе до $2,71 за миллион британских тепловых единиц (96,8 долларов за тысячу кубометров)

Как подчеркнули в концерне, в 2019 году мировой спрос на СПГ вырос на 12,5% и достиг 215 млн. тонн, что явилось значительным увеличением, которое подтверждает растущую роль СПГ в процессе перехода на системы, использующие низкоуглеродные виды топлива. А появившиеся на рынке в связи с ростом спроса дополнительные 24 млн тонн нашли своих покупателей, отметили специалисты Shell.

БОльшая часть объемов роста поставок СПГ за 2019 год пришлась на Европу, учитывая тот факт, что конкурентноспособный по тарифам сжиженный газ способствовал переходу энергетического сектора с угля на газ, заменяя в некоторых странах падающую собственную добычу природного газа и импортные поставки трубопроводного голубого топлива.

В 2019 год рост поставок СПГ в Азию был отмечен скромными показателями по сравнению с двумя предыдущими годами, что явилось результатом установившейся теплой погоды и растущим производством электроэнергии на АЭС в Японии и Южной Корее, входящих в тройку крупнейших мировых импортеров топлива.

В Китае импорт СПГ вырос в прошлом году на 14% на фоне предпринимаемых властями попыток улучшить качество воздушной среды в городах, отметили в концерне Shell. Вдобавок, совокупный объем СПГ, импортированный Бангладеш, Индией и Пакистаном в 2019 году, составил 22 млн тонн, что на 19% превышает уровень 2018 году и свидетельствует о зарождающемся росте потребления СПГ в странах Азии.

В долгосрочной перспективе, как считают в Shell, мировой спрос к 2040 г. удвоится до 420 млн тонн в год. Ожидается, что Азия, в частности Южная и Юго-Восточная, в течение последующих десятилетий останется основным регионом, на которые будет приходится более половины роста спроса на СПГ, говорится в отчете концерна.

Royal Dutsh Shell – одна из ведущих мировых энергетических компаний, участвующая в добычных и трубопроводных газовых проектах в самых разных регионах планеты (Shell участвует, в том числе, в финансировании Северного потока-2), один из крупнейших трейдеров СПГ, имеющая долевое участие в десятке проектов по производству СПГ. При этом при составлении долгосрочных проектов постоянно используют слово «ожидается» — Shell не занимается реализацией проектов строительства регазификационных терминалов, трубопроводных систем и электростанций в тех странах, которые в настоящее время не имеют возможности стать участниками мирового СПГ-рынка. На сегодняшний день только 42 страны в мире имеют физическую возможность импортировать СПГ, но пока в планах крупных энергетических компаний нет проектов, связанных с расширением этого списка. Именно это является одной из основных причин того, что все прогнозы по спросу на СПГ имеют вероятностный характер.

Оператор KNOT получит два новых челночных танкера

Норвегия, 10 февраля, /Инфолента LNG Industry/

Представители частной компании-оператора Knutsen NYK Offshore Tankers (KNOT) заявили о решении построить два транспортных танкера снабжения (челночные танкера), работающих на СПГ в качестве моторного топлива. KNOT – второй по величине оператор в мире, эксплуатирующий челночные танкера. Это совместное предприятие норвежской судоходной компании Knutsen OAS Shipping и японской судоходной Nippon Yusen Kabushiki Kaisha.

Два новых танкера валовой грузоподъемностью 124 000 тонн заложат, в соответствии с размещенным контрактом, на стапелях южно-корейского гиганта Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. Ltd с запланированным на середину 2022 г. спуском на воду. После сдачи в эксплуатацию оба челночных танкера приступят к работе в Северном море по договору фрахтования на максимальный срок до 10 лет.

По словам представителей KNOT, использование СПГ на этих танкерах в качества рабочего топлива позволит значительно снизить фактические выбросы в атмосферу в пересчёте на углекислый газ и серу по сравнению с эксплуатацией обычных судов, использующих в качестве топлива мазут и дизельное топливо.

Более того, на новых танкерах смогут использовать энергию, возвращаемую из летучих органических соединений. Также корабельная конструкция предусматривает установку комплекта батарейного электропитания в целях экономии энергии при маневрах для динамического позиционирования судна.

С 1 января 2020 года IMO, International Maritime Organization, Международная морская организация ввела жесткое ограничение по содержанию серы в выхлопных газах морских судов – действовавший ранее норматив в 3,5% снижен до 0,5%, компании, допускающие превышение этого норматива, будут подвергаться значительным штрафным санкциям. Количество заказов на суда, использующие СПГ в качестве моторного топлива, увеличивается с каждым теперь уже не годом, а месяцем. Судостроительные компании, готовые к выполнению таких заказов, гарантированно получат серьезную загрузку на несколько лет вперед. К сожалению, судостроительных верфей, владеющих такими технологиями, в России на настоящий момент нет, остается надеяться, что ОСК (Объединенная Судостроительная Компания) обратит внимание на этот недочет.

Поставщики СПГ и судостроители совместно строят новые корабли на сжиженном газе

Германия, 18 февраля /Инфолента Riviera/

На фоне перехода Германии на низкоуглеродные виды топлива, две местные компании — оператор-поставщик СПГ Nauticor и судостроительная верфь Fr. Fassmer GmbH, приступили к сотрудничеству по строительству и переоснащению судов на сжиженном газе.

По мнению руководства судостроительной компании, для заказчиков новых судов такое сотрудничество будет весьма выгодным, т.к. в нем объединяется опыт оператора Nauticor в поставке, хранении и транспортировке СПГ с опытом верфи в проведении операций по заправке судов сжиженным газом.

Судостроители получили контракт на строительство и первоначальное обслуживание нового гидрографического, поисково-спасательного и научно-исследовательского судна для Федерального морского и гидрографического агентства Германии. Это 75-ти метровое судно на СПГ выйдет в плавание уже в текущем году на замену одноименного корабля, отслужившего 30 лет.

В рамках реализации данного проекта оператор Nauticor обеспечивал приобретение и транспортировку СПГ, а также проведение первой бункеровки судна сжиженным газом. Предполагается, что оператор продолжит обеспечивать научное судно сжиженным газом на весь период ходовых испытаний.

В судостроительной компании отметили, что подобное сотрудничество было вызвано растущим интересом к строительству новых судов и переоснащению действующих, имеющих экологически безвредные двигательные установки.

Как отметили в международном сертификационном и классификационном обществе DNV GL, в прошлом году судостроители в разных странах получили заказы на постройку 100 кораблей, работающих на СПГ, что в три раза превышает в среднем количество аналогичных судов, заказанных в период 2016-2018 гг.

 

Подготовлено по материалам, предоставленным Сергеем Вартумяном

comments powered by HyperComments

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.